О ХРАМЕ
храмов нашей епархии"
Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий
Самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском. Она была
построена к великому празднику Покрова Божией Матери и освящена в этот день.
Царь Иоанн Васильевич Грозный, «узнав об основании нового русского селения
Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в
первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во
всей Елабуге». Вначале это была деревянная церковь. Рядом с ней был построен
придел во имя Пророка Божия Илии. Отец Петр Кулыгинский, со слов своего отца,
протоиерея Никиты, служившего при этой церкви в течение 5 лет, оставил нам
описание устройства этой церкви. Деревянная эта церковь стояла по левую сторону
нынешней. Она была огромная и высокая, с небольшими окнами в два ряда,
обнесенными железными решетками. Наверху церкви было сделано 10 глав, обитых
белым железом. У входа в храм с запада до северных дверей было большое крыльцо
с крышею на столбах. Внутри храма подле стен и даже посредине наделаны были
лавки.
В 1884 г. вместо звонницы была построена трехъярусная колокольня.
Церковь имеет высокую архитектурную и градостроительную ценность как доминанта
и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в
себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. Пол каменный,
плиточный, Своды массивные, тяжеловесные. «В документах XVII столетия
Покровская церковь (П. Ц) называется «ружною», т.е. такою церковью, притч
которой пользовался обязательным с прихожан хлебным сбором, называемым «ругою».
Кроме обязательного сбора «руги» с прихожан, причт П.Ц. пользовался еще 23
десятинами земли, как о том говорится в писцовой Казанской книге 1648 года,
найденной в Главном Московском Архиве Министерства Юстиции летом 1900 года. Вот
что говорится в этой книге 1648 года о земле, принадлежащей П.Ц.: «Тогож
Трехсвятского села церкви Покрова Пресвятыя Богородицы пашенныя земли за
оврагом большим и за ключом прежнего отводу четыре длинника, шесть поперечников
без трети, и того 23 десятины без трети в три поля, а в одно поле имеется семь
десятин с полудесятиною и пол-пол трети, а в дву по томуж». Царские врата
расписывали два выдающихся академика – художника, которые были приглашены
Стахеевым в 1862 году. Это Карл Гун и Василий Петрович Верещагин. В левом
приделе церкви находилась старинная икона Трех Святителей, по преданию
пожертвованная царем Иваном Грозным. Она была проверена и описана в 1913 году
чиновником из Петербурга. Алтарь тянется от пола до купола. Огромные окна в
решетках. Роскошный по богатству и отделке алтарь привлекал внимание
посетителей. Вокруг церкви находится старое кладбище.
«Главную святыню Покровской церкви составляет икона Трех Святителей Василия
Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Икона эта действительно
старинная, судя по стилю ее написания. Вышиною она 17, а шириною 14 вершков.
Живопись на ней древнего греческого письма и довольно хорошо еще сохранилась.
Три венца на святителях серебряные, выщелоченные и с бирюзой. Прежде тонкая
серебряная риза с позолотою была наложена не на одежды святителей, а на те
места, где нет живописи, так сказать, на фоне образа. Доска иконы назади
оклеена холстом, во многих местах уже стершимся. На киоти, в которой икона
находилась, сделаны были десять глав с крестом вверху. По образцу бывшей
девятиглавой киоти и была выстроена девятиглавая П.Ц., которая упразднена около
1810 года и заменена нынешней каменной. В позднейшее время икона Трех
Святителей подвергалась небольшой реставрации: она обложена вся серебряной
ризой с позолотою, и сделан новый киот с надписью «от царя Иоанна IV
Васильевича, в XVI веке». К счастью, живопись осталась не тронутою. Можно с
большим основанием полагать, что девятиглавые церкви стали появляться в России
со времен именно Ионна IV, заложившего, в память покорения Казани, в Москве
Покровский девятиглавый собор на рву (церковь Василия Блаженного)»
В празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году назначение на должность
настоятеля в Елабугу получил протоиерей Сергий Лепихин. Покровский собор
обещали вернуть православному объединению г. Елабуги еще в январе 1988 года, и
во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Казани об этом представителями
власти было заявлено как о свершившемся факте. На деле же оказалось не совсем
так.
Приходскому совету пришлось неоднократно встречаться с работниками Совета по
делам религии при Совете Министров Татарстана, конкретно с Юрием Васильевичем
Михайловым, который в то время был зам. председателя этого Совета. Пришлось
также дважды ездить в Москву, в Министерство культуры. И только в декабре 1988
года были получены все необходимые документы. Конечно, до зимы наши прихожане не
бездействовали - проводили многочисленные субботники. 70- 80-летние прихожане
часами трудились на восстановлении храма, выполняя самую тяжелую работу. Они
как будто совсем не чувствовали усталости, удивляли окружающих неиссякаемой
энергией. Так, Яков Иванович Кобелев, будучи в почтенном возрасте (ему было 76
лет), после того как мы вынесли из храма около четырех кубометров земли, за
двадцать дней почти в одиночку из старых плит выложил половое покрытие. И вот
наступил долгожданный день, 2 октября 1988 года, день первой службы в
Покровском соборе. Разрешение на нее после многолетнего перерыва было получено
в горисполкоме. Службу возглавил архимандрит Анастасий, ныне наш правящий
архиерей.
Вот так после долгих лет запустения возрождаются наши храмы, а вместе с ними
духовно возрождаются наши души. В настоящее время при Покровском соборе
работает Воскресная школа, действует библиотека. Взрослые и дети имеют
возможность прийти и получить необходимые знания, найти ответы на интересующие
их вопросы. Прихожане совершают паломнические поезди по святым метам, могут
посмотреть видеофильмы о храмах, монастырях, святых людях. Сейчас каждый
елабужанин имеет возможность посещать богослужения и участвовать в церковных
Таинствах в старинном храме, духовно обогатиться и нести всюду свет
Православной веры. Возобновляются традиции Крестных ходов, и первое такое
шествие было совершено в 2000 году вокруг нашего города при огромном стечении
верующих.